О кафедре педагогики, психологии и философии

История кафедры берёт своё начало с первого дня существования института. В своем становлении кафедра проходила ряд этапов. К 1 октября 1930 г., к началу занятий, в Чувашском государственном институте было три преподавателя педагогики: А.С. Чернов (директор института), М.Е. Ефимов, П.Н. Юркин. Как самостоятельное учебно-научное подразделение кафедра сформировалась после ликвидации звена педологов на основе постановления ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г. «О педагогических извращениях в системе Наркомпросов». С 1936/37 учебного года кафедра педагогики стала одной из ведущих в институте. Она объединяла преподавателей психолого-педагогических дисциплин. Здесь работали доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического института имени В.И. Ленина П.О. Афанасьев (по совместительству), кандидат педагогических наук К.И. Творцов, защитивший в 1936 г. диссертацию на тему «Педагогическая система Н.И. Ильминского», окончивший аспирантуру И.Я. Яковлев (Саламбек), психолог С.Я. Янкилевич и др.

В годы Великой Отечественной войны в г. Чебоксары эвакуировались ученые-педагоги из оккупированных городов СССР. Некоторые из них работали и на кафедре педагогики: профессор Н.А. Желваков, доцент Р.М. Микельсон (впоследствии член-корреспондент АПН РСФСР). Оба в различные годы заведовали кафедрой педагогики. С 1954–1962 гг. кафедрой заведовал доцент Г.Н. Волков, основатель этнопедагогики как науки.
В 1963 г. заведующий кафедрой доцент Ю. П. Сокольников мобилизовал всех ее членов на исследование проблем сельской школы, на разработку методов нравственного воспитания школьников.
В 1969 году с отделением от кафедры педагогики преподавателей Ю.П. Сокольникова (зав. кафедрой), Н.С. Сидорова, С.П. Ухъянкина, В.А. Гольневой, И.Ф. Сивкина, имеющих ученую степень образовалась самостоятельная структурная единица вуза – кафедра психологии. С переездом Ю.П. Сокольникова в Москву (1971 год) кафедра психологии вновь переходит в ведение кафедры педагогики.
В 1975-1985 гг. кафедрой заведовал известный исследователь детского и юношеского движения республики, участник ВОВ, доцент С.П. Ухъянкин. С целью улучшения профессиональной подготовки будущих учителей и повышения квалификации работников народного образования республики в 1976 году вновь была организована самостоятельно кафедра психологии под руководством доцента Н.С. Сидорова. В разные годы кафедрой психологии руководили В.Ф. Иванов, Г.Г. Илларионов, И.Н. Афанасьев, Г.И. Мазуров.

С 2002 по 2014 гг. заведующей кафедры психологии была Е.В. Гунина.
С 1986 по 2014 гг. кафедрой педагогики заведовал профессор И.В. Павлов.
С 5 февраля 2015 г. кафедра психологии вновь объединена с кафедрой педагогики и яковлевоведения.

С 6 июня 2017 г. кафедра психологии и педагогики объединена с кафедрой философии.

Преподаваемые дисциплины: Введение в педагогическую деятельность; Общие основы педагогики; Теория обучения; Теория и методика воспитательной работы; История образования и педагогической мысли; Социальная педагогика; Управление образовательными системами; Педагогический менеджмент; Общая и профессиональная педагогика; Педагогические технологии; Этнопедагогика; Педагогика и психология; Психология; Основы психологии; Конфликтология, Инженерная психология, Музыкальная психология и психология музыкального образования; Социальная психология; Социология и психология массовых коммуникаций; Психофизиология; Социология и психология управления; Психологическая деятельность учителя; Психология и педагогика сотрудников ОВД; Формирование имиджа руководителя и организатора; Социально-педагогические основы исправления и воспитания осужденных; Психология управления; Психология профессионального образования; Паблик рилейшнз; Этика деловых отношений; Мотивация трудовой деятельности.
На кафедре осуществляется подготовка специалистов по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Педагогика и психология среднего специального образования»(руководитель - доктор педагогических наук Н.Ю. Сергеева), «Педагогика и психология дополнительного образования»(руководитель - доктор педагогических наук Н.Ю. Сергеева),«Педагогика и методика профессионального обучения» (руководитель - доктор педагогических наук Н.Ю. Сергеева), «Практическая психология в сфере управления и образования» (руководитель-доцент Е.В. Гунина).

Научная деятельность кафедры. С 2011 по 2013 гг. на кафедре проводились исследования по темам: «Целостный педагогический процесс в школе и в вузе» (руководитель-профессор И.В. Павлов), «Мотивация как составляющая качества образования» (руководитель-доцент Е.В. Гунина). С 2014 года кафедра работает над темами «Формирование профессиональной компетенции у бакалавров в условиях модернизации образования» (руководитель-профессор И.В. Павлов), «Формирование профессионального самосознания в процессе обучения в вузе» (руководитель-доцент Е.В. Гунина). С 2016 года кафедра работает над темой «». Наиболее значимые публикации: Н.Ю. Сергеева «Арт-педагогическое сопровождение в профессиональной подготовке будущего учителя», Москва, 2010; Гунина Е.В. «Формирование профессионально важных качеств личности психолога», Чебоксары, 2010; М.В. Волкова «Формирование нравственной устойчивости личности школьников: методология, теория, практика», Чебоксары, 2011; «Психология профессиональной деятельности личности» (коллектив авторов), Чебоксары, 2012; «Научные методы и подходы в подготовке педагогов профессионального обучения в области дизайна» (коллектив авторов), Казань, 2012; Е.А. Андреева «Развитие непедагогической направленности личности на этапе учебно-профессиональной подготовки», Чебоксары, 2013; Е.Г. Шаронова «Социально-экологическое воспитание будущего учителя в учреждениях высшего профессионального образования», Чебоксары, 2013. 

Опубликовано 26 учебных и учебно-методических пособий.
Из них учебное пособие доцента Е.Г. Шароновой. «Концепции социально-экологического воспитания учащейся молодежи Чувашской Республики» (гриф МО и МП ЧР, 2012 г.); учебное пособие доц. Г.Г. Андреевой «Психологический практикум для студентов выпускных курсов педагогического университета» (гриф МО и МП ЧР, 2013 г.);
- 19 сборников научных трудов, из них 2 сборника студенческих научных работ;
- 54 статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях согласно перечню ВАК МО и науки РФ.
Проведено более 20 научно-практических конференций разного уровня (международных – 5, всероссийских – 13, региональных – 3, вузовских – 1).
Активно и широко в учебном процессе проводятся мастер - классы «Образ учителя: профессионально-педагогическая рефлексия» (проф. Н. Ю. Сергеева), «Психотехники изучения языков» (доц. Т. Н.Андреева), «Французская мастерская» (доц. Т.В. Осокина).
Особую популярность у студентов вызывают проводимые доц. Т.В. Осокиной дебаты, на которых формируются коммуникативные и речевые компетенции, умения отстаивать свою точку зрения.
Традиционным стало проведение кафедрой таких мероприятий, как «Яковлевские чтения», «Неделя психологии» и «Неделя педагогики». Одной из форм проведения «Яковлевских чтений» является научно-практические конференции разного уровня. На которых рассматриваются проблемы преемственности учений чувашского просветителя И.Я.Яковлева в воспитании и обучении подрастающего поколения. Материалы излагаются в ежегодно издаваемом сборнике научных трудов.
Целью проведения «Недели психологии» является развитие познавательной активности студентов в освоении психологических знаний и применения их на практике: ознакомление студентов с правилами и нормами этнического поведения, формирование черт национального характера (2013г.), с навыками управления стрессами в учебной и учебно-профессиональной деятельности (2014 г.).
В творческих конкурсах, проводимых в рамках Недели педагогики, у студентов формируется интерес к будущей педагогической деятельности. Студенты, под руководством преподавателей кафедры, активно принимают участие в работе научно-практических конференций и конкурсах разного уровня.
Лауреатами Межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги» под руководством доц. Е.В. Гуниной стали студенты: А. А. Вохмянина (2011г.), А. А. Карабут (2012 г.), Д. В. Лукиянова (2015 г.). Под руководством доц. Е. А. Андреевой - И. С. Устимова, С. Э. Евдокимова (2013 г.), Д. А. Драндров (2015 г.). В 2014 г. под руководством профессора Е. Г. Хрисановой лауреатом конкурса-фестиваля стала А. В. Вахтеркина. В 2013 г. под руководством ст.преподавателя Д. О. Волошиной лауреатом стала Н. В. Ямбакова.
В Международной олимпиаде по педагогике «Сибирская сказка», проводимой Кузбасской государственной педагогической академией совместно с Международной академией наук педагогического образования, команда студентов под руководством д.п.н., профессора Н. Ю. Сергеевой заняла одно из призовых мест.
В конкурсе на лучшую работу в области управления качеством, стандартизацией, метрологии и сертификации среди учащейся молодежи, проводимый Министерством экономического развития, промышленности и торговли ЧР в 2014 г. победила студентка А.А. Урачаева (руководитель доц. Е. А. Андреева).
Призером в номинации «Социальные науки» в 1 Международном конкурсе научно-методических и выпускных квалификационных работ «ГНОЗИС» (2014г.) стала Л.С. Дмитриева (руководитель доц. Е. В. Гунина).
Преподаватели кафедры ежегодно участвовали в конкурсе проектов организации воспитательной деятельности ФГБОУ ВО ЧГПУ им. И.Я. Яковлева: «Модель системы воспитательной работы на кафедре психологии» (2012) - Е.А. Андреева, Д.О. Волошина, М.И. Глухова; «Самостоятельная работа как фактор повышения социальной уверенности и мотивации в учебной деятельности студентов», (2013 г., 3 место); Е.В Гунина, М.Н. Вишневская, Н.Б. Воронцова. «Формирование стрессоустойчивости как профессиональной компетентности в учебном процессе» (2013 г., 1 место). Социальный проект доц. Т.Н. Андреевой «Студент – ученику, студент – студенту») занял 3 место в номинации «Беспокойные сердца» в городском конкурсе проектов. В 2014 году проект доц. Андреевой Т.Н. «Делу – время, практике – час» занял 1 место, проект доц. Гуниной Е.В., ст. препод Вишневской М.Н. «Формирование конкурентоспособности студентов в образовательном пространстве» 3 место.
На кафедре успешно функционирует научно-исследовательская лаборатория «Формирование личности будущего учителя в условиях модернизации образования». В разные годы её возглавляли проф. Павлов И.В., проф. Григорьев Г.Н., проф. Максимова О.Г.
С 1993 г. на кафедре функционирует аспирантура по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 – теория и методика профессионального образования, а с 1997 г. – докторантура. Защищено 41 диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук и 3 диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.
На кафедре функционируют научные школы: «Целостность педагогического процесса в школе и вузе» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор И.В. Павлов); «История развития образования и педагогической мысли в России и Чувашии» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Т.Н. Петрова); «Подготовка будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Е.Г. Хрисанова).

Грантовая деятельность. В рамках РГНФ с 2011 по 2013 гг. исследовалась проблема «Формирование личности будущего учителя в условиях модернизации образования» (руководители – профессора Г.Г. Григорьев, Е.А. Хрисанова, И.В. Павлов, доц. В.И. Павлов). Ежегодное финансирование составляло 500 тыс. руб.
В 2014 году реализовывался внутривузовский грант «Социальная адаптация и социальная автономизация студентов-иностранцев педагогического вуза в процессе экологического воспитания» (руководители - профессор М.В. Емельянова, доцент Е.Г. Шаронова).
И.о. зав. кафедрой педагогики и психологии - доктор педагогических наук, профессор Хрисанова Елена Геннадьевна.

Контактная информация: Адрес: г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38. Кабинеты 219, 220.
Телефон: 22-04-80 доб. 1281              e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.