Научно-педагогические школы членов кафедры педагогики, психологии и философии

1. Научно-педагогическая школа «Подготовка будущих бакалавров в условиях модернизации высшего профессионального образования»

Научно-педагогическая школа «Подготовка будущих бакалавров в условиях модернизации высшего профессиональног о образования» функционирует при кафедре педагогики и психологии. Основателем и руководителем научно-педагогической школы является доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, Международной академии наук педагогического образования, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный работник образования ЧР, Отличник народного просвещения Максимова Ольга Григорьевна.

Научно-педагогической школой проводятся исследования различных аспектов проблем подготовки будущих специалистов для системы образования. Данное направление исследования соответствуют рубрикатору ГРНТИ 14.35.05 – образование и обучение в высшей профессиональной школе, 14.53.05 – воспитание в высшей профессиональной школе; рубрикатору ВАК – 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 – теория и методика профессионального образования.

В состав научно-педагогической школы входят 17 кандидатов и 2 доктора педагогических наук.

За годы своего функционирования научно-педагогическая школа установила тесные связи с Международной академией наук педагогического образования, Академией педагогических и социальных наук, высшими учебными заведениями Чувашской и Марийской республик.

Научно-педагогической школой проведено 7 всероссийских научно-практических конференций, опубликовано 144 научных работ, из них: 19 монографий; 11 статей в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ; 46 – в международных издательствах; 6 – в центральных издательствах.

2. Научно-педагогическая школа «Целостность педагогического процесса в школе и вузе».

Основным научным направлением школы является изучение проблем формирования нравственной и социальной устойчивости учащейся молодежи; подготовки будущих учителей к воспитательной работе в условиях образовательного пространства поликультурной школы; формирования компетентности у будущего учителя в области духовно-нравственного воспитания.

Данные направления исследований соответствуют рубрикатору ГРНТИ 14.25.05 – воспитание в общеобразовательной школе, 14.35.05 – воспитание в высшей профессиональной школе; рубрикатору ВАК – 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.
Основателем и руководителем научно-педагогической школы является доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы ЧАССР, Российской Федерации Павлов Иван Владимирович. Награжден медалями А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, М.В. Ломоносова, Ветеран труда. Данное направление исследования соответствует рубрикатору ГРНТИ 14.09.03 – всеобщая история образования и педагогической мысли; рубрикатору ВАК – 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Павлов И.В. является автором более 400 научных публикаций, в том числе 20 монографий по актуальным проблемам обучения и воспитания учащейся молодежи.

В состав школы входят 16 учителей, 23 преподавателя, 4 аспиранта. Коллективом научно-педагогической школы за последние три года опубликовано более 100 научных работ, из них 9 монографий, 8 сборников научных трудов, 10 учебно-методических пособий, 120 статей, из них 23 статьи – в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

За последние три года проведены 2 международные и 8 Всероссийских научно-практических конференций.

Под руководством Павлова И.В. выполнено 2 диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук (Кириллова Т.В., Кузнецов А.Ф.), 37 – кандидата педагогических наук. Среди них 16 учителей школ; 6 работников органов МВД РФ; 17 преподавателей педагогических колледжей, вузов Чувашии, Москвы, Татарстана, Омской области.

Два аспиранта удостоены Государственной молодежной премии Чувашской Республики в области воспитания, образования, молодежной политики (Михайлова О.В., Михайлова Т.В.). Член научной школы, канд. пед. наук Селезнева Е.В. , учительница СОШ №8 г. Алатыря является автором 5 учебных пособий, рекомендованных Российской Академий образования для внедрения в учебный процесс общеобразовательных школ России. Все аспиранты, докторанты пришли в науку из школ, вузов, имея опыт педагогической работы. Базой опытно-экспериментальной работы являются ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, две школы Чебоксарского, (Ишакская, Кугесьская СОШ№1), две школы Моргаушского района (Чуманскасинская, Шомиковская СОШ) школа №2 г. Алатыря, СОШ №62, №6 г. Чебоксары, СОШ №3 г. Канаша, Анедреевская СОШ Ибресинского района). Научная школа поддерживает связь с АПСН, МАНПО, АН ЧР, Глазовским педагогическим институтом, Башкирским педагогическим университетом, МГГУ им. М.А. Шолохова, Московским госпедуниверситетом, Минским госпедуниверситетом им. М. Танка, Харьковским, Одесским университетами.

Члены научной школы приняли активное участие в разработке «Примерного содержания воспитания школьников» Чувашской Республики, в разработке концепции развития ЧГПУ им. Яковлева. Ими разработаны концепции воспитания гражданина СОШ №: 6, 39 г. Чебоксары, Ишакской СОШ Чебоксарского района. Всего научной школой опубликовано 29 монографий, 44 учебно-методических пособий. Так, в 2011 году ими издана коллективная монография «Формирование личности будущего учителя в условиях регионально-национального образовательного пространства». В 2015 году член научно-исследовательской школы учитель Ишакской СОШ Чебоксарского трайона Соловьева Г.С. издала книгу «Дети войны», посвященную воспитанникам Ишакского детского дома - детям блокадного Ленинграда. Учительница Алатырской СОШ №2 издала монографию «Духовно-нравственное воспитание стиаршеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе».

 3. Научно-педагогическая школа «История развития образования и педагогической мысли в России и Чувашии»

Научно-педагогической школой «История развития образования и педагогической мысли в России и Чувашии» проводятся исследования интеграционных тенденций в развитии основных направлений отечественного и зарубежного историко-педагогического знания и его актуализации; значимости прогностического потенциала историко-педагогического опыта и потенциальных возможностей адресного использования его в современной образовательно-воспитательной практике.

Данное направление исследования соответствует рубрикатору ГРНТИ 14.09.03 – всеобщая история образования и педагогической мысли; рубрикатору ВАК – 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

Основатель и руководитель научно-педагогической школы Петрова Татьяна Николаевна, является доктором педагогических наук, профессором, заслуженным работником образования Чувашской Республики, почетным работником высшего профессионального образования Российской Федерации, награждена Большой золотой медалью Я.А. Коменского.

Под научным руководством Т.Н. Петровой успешно защищены 2 докторские и более 40 кандидатских диссертаций.

На протяжении многих лет коллектив научно-педагогической школы поддерживает связь с научными и этнопедагогическими центрами Казахстана, Киргизии, Азербайджана, Республики Саха (Якутия), Калмыкии; рецензирует программы и другие методические материалы преподавателей учебных заведений разного уровня. Члены научно-педагогической школы участвуют в научных симпозиумах, форумах и конференциях международного и всероссийского уровней, где выступают о результатах своих исследований.

Научно-педагогическая школа «История развития образования и педагогической мысли в России и Чувашии» успешно развивает идеи этнопедагогизации образования личности в разных точках России, СНГ и мира, содействуя тем самым укреплению межнациональных отношений между народами, установлению дружественных отношений между государствами, международных связей и сотрудничества с научными центрами и вузами Испании, Германии, Китая, Турции, Украины, Белоруссии, Казахстана и др.

4. Научно-педагогическая школа «Формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров и магистров педагогического образования»

На кафедре педагогики и психологии действует научно-педагогическая школа «Формирование профессионально-педагогической компетентности бакалавров педагогического образования». Основное научное направление школы – разработка теоретических и технологических основ профессионально-педагогической подготовки бакалавров и магистрантов.

Данная проблематика соответствует рубрикатору ГРНТИ 14.01 – общие вопросы народного образования и педагогики, 14.25 – общеобразовательная школы, педагогика общеобразовательной школы, 14.35 – высшее профессиональное образование, педагогика высшей профессиональной школы; рубрикатору ВАК – 13.00.08 – теория и методика профессионального образования.

Основателем и руководителем школы является доктор педагогических наук, профессор, Отличник народного просвещения, Заслуженный работник высшей школы Чувашской Республики Хрисанова Елена Геннадьевна.

В состав научно-педагогической школы входят 1 доктор и 5 кандидатов наук, 2 аспиранта.

Итоги работы научно-педагогической школы отразились в издании монографий «Теоретические основы развития иноязычной компетентности студентов экономических специальностей вуза средствами модульного обучения», «Теория и методика формирования специальных компетенций у будущих педагогов-дизайнеров», «Формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников».

Под научным руководством профессора Е.Г. Хрисановой успешно защищено 25 кандидатских диссертаций.

Научно-педагогической школа «Формирование профессионально-педагогической компетентности бакалавров педагогического образования» творчески сотрудничает с Марийским государственным университетом, Мордовским государственным педагогическим институтом им. М.Е. Евсевьева, Академией педагогических и социальных наук, Международной академией наук педагогического образования.